НЕИЗВЕСТНЫЙ ВОЛОВИЧ
к 95-летию уральского художника Виталия Воловича
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Во вторник, 2 августа 2022, в Екатеринбурге сразу на двух площадках областного Краеведческого музея открывается выставочный проект «Неизвестный Волович», представляющий ранее не выставлявшиеся произведения знаменитого уральского художника.
Вернисаж начнется в 16:00 в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» (ул. Малышева, 46).
Выставочный проект подготовлен Свердловским областным краеведческим музеем имени О.Е. Клера совместно с семьей Виталия Воловича, при активном содействии и финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области.
Виталий Михайлович Волович (1928-2018) – художник-иллюстратор, график, живописец. Сорок лет творческой жизни Волович посвятил книжной графике, он иллюстрировал М. Пришвина (1953), Р. Стивенсона (1962), П.П. Бажова (1963, 1969), легенды и сказки народов мира (1960-е), М. Горького (1965), трагедии Шекспира «Отелло» и «Ричард III» (1968), роман Ж. Бедье «Тристан и Изольда» (1978), «Эгмонта» И. Гёте (1982), «Слово о полку Игореве» (1985) и другие произведения.
Его работы наполнены тонким и точным знанием истории, конкретных реалий, подлинных текстов, умением передать внутренний драматизм, силу человеческого духа, противостоянием насилию и бесчеловечности средствами художественно-графической выразительности, что воплотилось в обобщённо-монументальных композициях, экспрессивности штриха, контрастности пятен. Виртуозное владение графическими техниками (офорт, литография, различные материалы рисунка) позволяло Воловичу выбирать столь разные по содержанию произведения, но неизменно его творчество было драматично и убедительно, поэтому выход каждой из книг был значительным событием в художественной культуре страны.
С 1960-х Волович занимался станковой графикой, сложившейся в дальнейшем в серии «Средневековые мистерии», «Цирк», «Мастерская», «Женщины и монстры», «Корабль дураков» и другие, которые нашли воплощение на страницах одноимённых альбомов.
Представленные на выставке Графические работы на тему «Цирк», «Мастерская», «Средневековые мистерии» написаны цветными карандашами в 2016-2018 годах, и прежде нигде не экспонировались.
Также зрители увидят работы из серии «Средневековые мистерии», выполненные темперой и гуашью, которые не экспонировались более 30 лет.
Графические листы отражают сложный собирательный образ художника, сплавляющий узнаваемые портретные черты самого Воловича, Геракла, Прометея, Сократа, св. Себастьяна, Христа. Образы Средневековья, серий «Цирк», «Мастерская» и других, интерпретируемые Воловичем разными техническими средствами, включают сложившийся ещё в 1960-е ряд персонажей и вещественных знаков: Христос, ангелы, чудовища, шуты, химеры, манекены, правители, птицы, бабочки, карты, элементы готики и т.д.
Вторую часть выставочного проекта, посвященную путешествиям Воловича с друзьями, посетители смогут увидеть в Художественном музее Эрнста Неизвестного. Волович много работал с натуры – результатом поездок художника в Карелию, Прикамье (1956); Китай, Корею (1957); Прибалтику (1957, 1990); Среднюю Азию (1960, 1973, 1982, 1983); Дагестан, Памир (1973, 1976); Чехословакию (1977); центральную Россию (1980, 1991); Украину (1981); Францию (1989); Тобольск (1993); на Таватуй и Чусовую (1994); Иерусалим (1995); Италию (2000); Западную Европу (2002) стало огромное количество графических и живописных работ. На выставке представлены фотографии из путешествий и более 20 эскизов, в которых он стремился передать всё многообразие мира и культур.