Волович о Григорьеве-Пикассо

Он – и это прежде всего – художник с ярко выраженной индивидуальностью, со своей пластический и живописной системой, со своим, особым сюжетным и содержательным отношением к миру.

А мир его сложен и противоречив. Он улавливает в нём какие-то неведомые нам связи и взаимодействия. Наполняет его тайными знаками и символами.

Он выстраивает мир, в котором нет готовых ответов, но зато всё возможно. Где всё реально, но создано его воображением. Где даже названия картин приобретают характер зашифрованности и мистификации.

А пока мы пытаемся разобраться в его философии и живописи, его холсты наполняются самыми неожиданными видениями и образами. На одном их них – “Крестный ход красных гномов”. На другом – “Смутные сны короля Артура”. А совсем рядом скорбный мотив “Перехода через реку забвения” над которой повисло “Облако нашей надежды”. А если грустно, то, вот, и утешительный сюжет – “Райский сад всегда с тобой, успокойся”. Это идеи, персонажи и названия его картин – снов. Это мир прозрений, сложных ассоциаций, неоднозначных метафор. А может, всё это “Явление Христа ради?” И, наконец, ещё одно название: “Ощущение присутствия”.
Вот!

Кажется, именно оно наиболее точно определяет положение зрителя и мире художника.  Его самоощущение в нём. Его способность этот мир интерпретировать. Тем более, что всё чаще его сюжеты в их конкретном значении, уступают место поэтике недосказанности и произвольных догадок. Но случается, что в его работах возникает вполне реальный мир, преобразованный внутренней задачей художника в простые и ясные формы. А иногда, его холсты превращаются в арену или ристалище, на которых происходит – и это важная черта его творчества – борьба противоположных начал – интеллектуального и чувственного – и постоянные поиски их согласия и примирения.

Часто эта борьба остаётся невидимой. Но из картины в конце концов устраняются все её внутренние конфликты. Они разрешаются в строгой и организованной структуре его холстов, в их красочной гамме, создающей впечатление цельности и гармонии придуманного мира. Это интеллектуальная поэтика или опоэтизированная мысль, спрессованная волей художника в неповторимый образ мира, созданного его воображением. И художник, закончив акт творения, предлагает нам принять и полюбить этот мир. И благодарно удивиться ему. И всем вместе порадоваться новизне и бесконечности увиденного им мира.

Виталий Волович.